Pocket GPS и PocketGPS Pro - карта Москвы и Московской области для карманного компьютера, система GPS-навигации, прокладка автомобильного маршрута PocketGPS и PocketGPS Pro, программа для GPS навигации, карты Москвы, карты Подмосковья
Программные продукты GPS-навигации PocketGPS Pro и PocketGPSЗагрузка бесплатных обновлений PocketGPS, дополнительные файлыКупить PocketGPS и PocketGPS ProРегистрация программ PocketGPS Pro / PocketGPSТехническая поддержка по навигационным системам PocketGPS Pro и PocketGPSGPS-приемники и аксессуары для навигацииОбсуждение программ навигации Pocket GPS и Pocket GPS Pro
 
   
 
Библиотека PocketGPS   

Путешествие по карману. Навигационная система PocketGPS Pro Moscow

Из статьи Путешествие по карману. Навигационная система PocketGPS Pro Moscow

Журнал "АвтоЗвук" 2004 #9

МАКИНТОШ БЕЗ ЯБЛОКА И РЫЦАРИ БЕЗ ПОЕДИНКА

........................

Ответственность за создание PocketGPS Pro Moscow несёт компания "МакЦентр", из имени которой ясно вытекает основная специализация. Есть, однако, в структуре компании Отдел мобильных разработок, плоды деятельности которого не имеют ничего общего с привычным для других департаментов аккуратно надкусанным яблоком. Один из таких плодов - система PocketGPS Pro Moscow.

Собственно система - это чисто программный продукт, ориентированный на операционную среду Microsoft Windows Mobile и карманные компьютеры ("наладонники", как их называют те, у кого они в ходу) класса Pocket PC или Pocket PC 2002 [Инофрмация на март 2004 года. Прим. ред.]. В качестве программного продукта PocketGPS Pro Moscow приобретается у любого авторизованного дилера "МакЦентра" за весьма разумную, даже скромную цену - 119 долларов, если без скидок. Первым же основанием для скидки служит приобретение системы вместе с навигационным оборудованием, главным образом - всевозможными GPS-приёмниками, которых ведущие продавцы наладонников предлагают до дури во всех возможных видах, включая беспроводные, общающиеся с компьютером по каналу Bluetooth. В случае такой сделки PocketGPS Pro Moscow будет приложена к комплекту за 90 - 100 долларов.

Наше же внимание привлекло совсем интересное предложение, наиболее буквально отражающее название системы. За 500 долларов (без одного, для красоты) вас ждёт не просто полностью законченный, но и полностью карманный комплект из компьютера MiTAC Mio 168 со встроенным GPS-приёмником и системы PocketGPS Pro Moscow на карточке твердотельной памяти.

Такая беспрецедентная самодостаточность - главный и, скажем прямо, действительно важный козырь системы. [Комлект носит название Pocket Navigator PN-168. Прим. ред.]

ДЕРЖИ КАРМАН УЖЕ

Структура управления Pocket GPS Pro сделана гибкой до беспринципности. Любой из 12 кнопок на экране можно приписать любую функцию из примерно полусотни возможных

Mio 168 своей компактностью действительно впечатляет, несмотря на встроенный GPS-приёмник, он гораздо меньше по размерам, чем, например, привычный мне Compaq iPAQ. Тем не менее, это нормальный наладонник (потихоньку привыкаю к новоязу), на базе процессора Intel XScale с тактовой частотой 300 МГц, 64 Мб оперативной памяти и 32 Мб ПЗУ. Спутниковый приёмник расположен на "спине" тонкого корпуса и для приведения в боевую кондицию откидывается на шарнире.

Начиная с этого момента, в предположении, что аккумулятор заряжен, система готова к работе. В автомобиле компьютер можно подключить к прикуривателю, но больше ни с чем на борту он не связан, и, значит, в принципе, эта навигационная система не просто автомобильная, а универсальная, которой можно пользоваться хоть на велосипеде, хоть пешим порядком. Или конным, кстати. В пешем и велосипедном режимах система тоже прошла испытания, и успешно, но об этом позже.

Основным же вариантом применения считается, естественно, автомобильный, это следует хотя бы из того, что в комплекте уже есть приспособление для установки системы в машине. Оно предельно простое: обшитый кожей (!) получехол по размерам корпуса компьютера и удобно стыкующийся с ним гибкий кронштейн с присоской, вцепляющейся в лобовое стекло. Опыт эксплуатации в ходе этого дорожного теста однозначно показал: проблем с приёмом сигналов от спутников при установке антенны в салоне под лобовым стеклом нет и в помине, несмотря на то, что везде и всюду настойчиво повторяется: для более надёжного приёма ставьте наружную антенну. Со всей ответственностью заявляю - можно не париться, если у системы и есть проблемы, то с приёмом позиционирующих сигналов космического происхождения через лобовое стекло они никак не связаны. Притом что, как показали эксперименты, крыша из воспетого Саввой Игнатьевичем "Ондулина" сигнал блокирует намертво.

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ

Разговор с компьютерным приложением складывается тем лучше, чем удобнее интерфейс. У PocketGPS Pro Moscow он организован весьма нестандартно. У автора, пользователя продуктов Windows, даже возникло подозрение, что таковы традиции второй компьютерной расы, работающей на "Маках". Однако её представители (а эти платформы - стандарт для всех дизайнеров) подозрение с гневом отвергли, сказав, что на "Маках" такого отродясь не было. Дело в том, что у PocketGPS Pro Moscow нет фиксированного набора кнопок управления. Сверху и снизу на экран выводится два ряда кнопок-иконок, когда понятных, когда - не очень (кнопка "GPS-сопровождение", например, имеет вид собачки на поводке, это - из первой категории), но что именно это будут за кнопки, решает пользователь. Из полсотни с лишним функций шесть можно приписать кнопкам верхнего ряда, ещё шесть - нижнего, при этом назначение их по желанию меняется в любой момент (только до начала движения, пожалуйста). Гибкость максимальная, но поначалу она несколько мешает, поскольку не знаешь, что выбрать. И приходится иногда по ходу дела перепрограммировать кнопки, благо это делается легко и быстро. Понимая, что дюжины основных не хватит, создатели системы придумали интересную систему прозрачных кнопок, целое поле которых можно вызвать на экран поверх того, что на нём есть. Все они - тоже переназначаемые без ограничений.

.......................

Для прокладки же маршрута "с нуля" в системе есть так называемый "Мастер прокладки", напоминающий по принципу работы известные любому пользователю Windows пошаговые "визарды" установки новых программ.

"Мастер" устроен разумно, кроме разве что того, что окно задания старта и финиша маршрута можно было бы покрасить в разные цвета, а так они совершенно одинаковы, кроме маленького слова в верхней строке: "первой" или "последней" (точки маршрута). Несколько раз было, что, не разобравшись, в качестве последней задавал первую или наоборот, с понятными результатами и матюками в два адреса. В остальном всё идёт гладко, набрать надо хотя бы начало названия улицы и номер дома, а система выберет максимально подходящее заданному и предложит уточнить, ткнув в то, что нужно. Чем больше набрано, естественно, тем меньше вариантов.

Некоторой привычки требует принятая система условностей, по которой Новопеределкинская улица в базе данных находится по "Новопе...", а Новая Переведеновская - по "Пе...", а новая - потом и отдельно. Или что Буденный записан и находится по фамилии, а Бирюзова (или, скажем, Тимошенко) можно обнаружить только по воинскому званию. Такому же, что и у Семёна Михайловича. Но с этим можно свыкнуться, важно, что это есть и в базе, и на карте. По карте и поедем.

"НОВУЮ КОЛОДУ!"

Бравый гусарский призыв справедлив не только по отношению к картам игральным. Географические тоже требуют обновления, и это как было, так и остаётся главной проблемой и важной статьёй расходов всех производителей навигационных систем, включая гигантских, что уж тут говорить об очевидно скромных по располагаемым бюджетам отечественных фирмах-первопроходцах.

.....Карта покрывает всю городскую черту столицы во всех подробностях, всю Московскую и части прилегающих областей, при этом начинается на севере и заканчивается на юге, ровно в тех же точках, что и ранее нами виденные. На севере - на берегу Иваньковского водохранилища в Тверской губернии, близ деревни Плоски, на юге - в полукилометре от д. Лодыжино, уже вошедшей в стандартную программу испытаний навигационных систем журналом "АвтоЗвук". Там-то, на крайнем юге, система была испытана на велосипеде-двухподвесе, закреплённая на руле банальной изолентой. Любопытное зрелище, когда на карте пересекаешь "границу изведанного". Вокруг при этом ничего не меняется, а система показывает, что едешь по пустому месту.

Там, на дальнем юге, удалось оценить точность, с которой система определяет собственные координаты. Теперь уже спешившись окончательно. В PocketGPS Pro есть забавная, хотя и не очень нужная для автомобильной навигации функция "закладок" на маршруте. Это так: на карте кликом отмечается точка, например текущего местонахождения. Сделать это можно весьма точно и однозначно: на максимуме увеличения масштаба карты одному экранному сантиметру соответствует 10 м на местности. Закладка впоследствии будет постоянно присутствовать на карте (при любом масштабе) в виде флажка выбранного цвета. Кроме того, можно сделать так, что при входе системы в заданный радиус вокруг закладки система подаёт звуковой сигнал, причём задаваемый владельцем. Я скачал из ноутбука по ИК-порту пару системных сигналов Windows и сделал на наиболее удобном для опытов участке местности две закладки, назвав одну "сарай", а другую - "берёзка", ибо это они и были. Запрограммировав радиус подачи сигнала о приближении к ориентирам по минимуму (5 м), стал путешествовать по прилегающей территории. Расстояние между "спецобъектами" на местности было метров двадцать пять, тем не менее система предельно чётко показывала моё передвижение между закладками и исправно звенела при приближении к сараю и гудела при виде берёзки вблизи.

При автомобильном движении использовать эту функцию каким-либо разумным образом трудно, потому как в городе функцию закладки выполняет банальный адрес, но, если есть желание, например, реализовать на практике известную традицию не проходить без шуток мимо тёщиного дома, то шутку, хотя бы в виде WAV-файла, можно приготовить.

Однако, напомню, в силу самодостаточности PocketGPS Pro не привязана непременно к автомобилю, и при желании можно обозначить те пункты путешествия, у которых адреса нет и быть не может. Грибное, например, место. Или уловистое. Или где машину оставил, в конце концов. Забавно здесь вот что: некоторое время назад вопрос точности и легальности GPS на территории нашей свободной страны обсуждался довольно бурно, и тогда, как припоминается, был принят прогрессивный, как спецсредство "Черёмуха", закон, по которому всё, что указывает координаты точнее определённого (метров 30, кажется, или 50), - низзя. То ли закон успели отменить, то ли "МакЦентр" на него забил - сказать трудно.

Но сказанное относится к определению фактического положения системы вместе с владельцем и его автомобилем. Точность же карты, с которой это сопоставляется для прокладки маршрута, до таких высот не доходит, и сильно. В Москве всё идёт более или менее нормально, PocketGPS Pro ни разу не давала вопиющих советов, например, развернуться перед американским посольством или двинуть против шерсти по Манежной площади. Свои особенности у системы есть и здесь, и отметить имеет смысл несколько: по сравнению с поздними версиями "Ариадны" PocketGPS Pro несколько тормозит, я запрограммировал систему так, чтобы первое предупреждение давалось за 500 м до поворота, второе - за 200, а перед самым поворотом команда повторялась дважды. И почти всегда 500 оказывались длиной примерно в 200, 200 превращались в 50 максимум, а команды на поворот приходились примерно на его середину, когда уже мигалка отбивалась. Повороты PocketGPS Pro трактует по степени крутизны, от "левее - правее" до "крутой левый - крутой правый". Плюс "разворот", естественно. Но почему при этом одни повороты считаются просто "налево", а другие - "левее", понять трудно. Ничего необычного в повороте с Обручева на Профсоюзную нет, но это - "левее". Приходится отрывать взгляд от дороги и смотреть на экран, чтобы уразуметь, что же предлагается сделать, а в дневное время, надо признать, экономная подсветка экрана, даже выведенная в максимум, часто оказывается недостаточной, видно картинку не очень.

При прокладке маршрута PocketGPS Pro изо всех сил пытается вести по крупным дорогам, питая особое пристрастие к Третьему кольцу. Чтобы проехать, например, с улицы Орджоникидзе (знаете такую) в направлении Тропарёва, любой нормальный человек поедет по Вавилова до первой возможности выехать на Ленинский. PocketGPS Pro считает, что надо выехать на ТТК, развернуться там чёрт знает где и только так на Ленинский попасть. Если настаиваешь на своём, система несколько раз прокладывает новый маршрут от текущей точки, пытаясь вернуть упрямого водителя к направлению на любимое Третье кольцо, но потом, когда это становится уже дальше, чем поехать прямо, соглашается с выбранным направлением.

В целом же надо признать: по городу система водит нормально и пользы от неё много. В том числе и при поиске объектов потенциального интереса, от АЗС до саун и салонов красоты. Поиск объектов идёт в области заданных размеров около заданной же точки, например - центра текущего экрана или от текущей позиции (что в режиме GPS-сопровождения практически одно и то же). Найти далеко расположенный объект и проложить к нему маршрут можно, только если хотя бы примерно знать его адрес, иначе - никак.

"ТАМ, У САМОЙ КРОМКИ ВОДЫ..."

В приданое к системе входит шнур для подпитки от прикуривателя, универсальный кабель для соединения наладонника с компьютером и с сетевым адаптером. Он, разумеется, тоже в комплекте

Хуже обстоит дело за пределами кольцевой. Во-первых, загородные трассы нанесены на карту весьма приблизительно, и от этого системе часто кажется, что водитель с трассы съехал, хотя съехать с М2 "Крым" можно только в чистое поле. Каждые полминуты женский голос с неизменными интонациями сообщает, что пришлось проложить новый маршрут, потому как со старого вы, мол, съехали. На самом деле система зафиксировала выход за пределы коридора, внутри которого машина считается находящейся на маршруте. Ширина этого коридора задаётся, как и большинство параметров системы, и в Москве его целесообразно ставить не шире 80 м, иначе система не будет различать близлежащие улицы. А за городом побороть описанное неприятное явление удалось, только увеличив ширину коридора до 400 м.

Вот что не лечится, так это огрехи картографической основы. Вернее, лечится, путём кропотливой и дико дорогостоящей работы по апгрейду карт, которая, похоже, ещё долго не будет по силам ни "МакЦентру, ни "Навстриму", ни тем, кто пойдёт за ними (уже пошли, есть сведения). Вот, пожалуйста: в районном центре М.о. городе Серпухове система не подозревает о существовании моста через реку Нара, хотя тот существует уже лет семь, а один из двух оставшихся уж год как закрыт. Но это ладно, хуже вышло с другой переправой через другую реку. При прокладке маршрута из города художников и диссидентов Тарусы в музей художника и конформиста Поленова, что на другом берегу Оки, система предложила маршрут намного, в разы, короче уже известного и опробованного, а именно таким способом по большей части и проверялась разумность путевых инструкций PocketGPS Pro. Заинтересовавшись, поехали как велено и подъехали к урезу воды у местного яхт-клуба, где никакого моста как не было, так за время теста и не появилось. Проведенное расследование выявило: здесь когда-то, при коммунизме, была паромная переправа, сгинувшая вместе с режимом. А современнейшая навигационная система этого и не подозревает.

Ещё одно небольшое дознание было сделано уже в стационаре - на популярном сайте www.77.ru карта оказалась той же самой, и на ней удалось обнаружить и забытый мост в Серпухове, и отчего-то незабываемую переправу в Тарусе. Таких обломов на карте наверняка много, обнаружить их все или хотя бы большую часть не в силах частного лица, для этого существуют команды наблюдателей, днями напролёт колесящих по дорогам с целью приведения карт в соответствие с действительностью. Увы, главным образом заграничных карт с заграничной действительностью.

АПГРЕЙД КАК ИЗ ПРОБКИ

Надежда, однако, есть. Одна из сильных сторон разработки "МакЦентра" - налаженная, как мне показалось, система обслуживания владельцев PocketGPS Pro апгрейдами и обновлениями. К числу вторых относятся исправленные и дополненные карты. К числу первых - расширенные версии системы с новыми функциями. Одна из них - функция оперативного занесения в компьютер информации о пробках. PocketGPS Pro уже умеет учитывать их при прокладке маршрута, а для поступления этой информации в компьютер в реальном времени нужно, чтобы либо компьютер был подключён к Интернету через мобильный телефон с GPRS, либо чтобы к компьютеру была подключена специализированная приставка, на которую "пробочная" информация отправляется по каналам пейджинговой связи. Первоисточник информации в обоих случаях - компания Vessolink, вернее - проект "Смилинк", развиваемый этой компанией. Ну, этих прибамбасов у нас не было, так что про то, как они действуют, расскажу, когда будет случай и оборудование.

ТАК ЧТО ЖЕ?

Действительно, как расценивать PocketGPS Pro, познакомившись с системой вплотную, - как удачу или как провал, как незаменимую вещь или как ненужную игрушку, купить это за предлагаемую цену - это что, ограбить продавца или дать ограбить себя на ту же сумму? Истина, как обычно, болтается где-то посерёдке. Если вернуться к модели заочного поединка двух систем, то с "Ариадной" работать мне показалось удобнее, и по тестовым маршрутам она вела лучше и разумнее. Но если "Ариадна" требует хоть какой-никакой, но установки в машину, хотя бы в смысле закрепления отдельного GPS-приёмника, то с PocketGPS Pro ничего и делать не надо, достал из кармана, воткнул и запустил. Эта простота позже выльется в более длительные и менее дружественные процедуры управления, но это позже. Кроме того, PocketGPS Pro можно использовать и вне машины, что тоже плюс.

..........................................................

Источники, материалы:
      Журнал АвтоЗвук, 2004 #9

Авторы, перевод:
      Андрей Елютин

[an error occurred while processing this directive]